ОМС – эпизод два или история про «Johnson»...

статья любезно предоставлена сайтом www.float.ru

 

1930 год: марка «Johnson». Эта великая марка ведет свое происхождение от первых компаний подвесных моторов, похожих на «Evinrude» и «Elto».

В 1898 году управление Пеннсильванской железной дороги перевело магазин отделения в местечко Терре Хойте в штате Индиана. Вместе с магазином переехал и слесарь Сорен. Слесарь – это Вам не просто кузнец, он может изготовить любую деталь при помощи простейших инструментов, которые существовали в те времена. Он передал свой опыт своим четырем детям – Лу, Гарри, Джулиусу и Кларенсу – и в 1903 году мотор, сделанный братьями, уже катал их по местной речке Вабаш.

На самом деле, это был далеко не современный подвесной лодочный мотор: устройство скорее должно было быть названо встроенным мотором, однако мальчики приобрели опыт и известность, когда в 1905 году они впервые предложили жителям берегов реки Вабаш коммерческую модель 3-сильного мотора весом в 30 кг. На этой основе была создана серия 2-и 4-цилиндровых моторов: некоторые из них были вполне функциональны – совершенно достоверно известно, что один из них работал еще в 1965 году. Диапазон моторов расширялся, включая превосходную модель V12, однако лодочные моторы – это не все, что интересовало братьев. Успехи братьев в создании все более легких и мощных моторов привели к тому, что 11 августа 1911 года они подняли в воздух первый в США моноплан.

Великолепный моноплан «Johnson» 1911 года
Имена братьев становились легендой при жизни. Они сделали уникальный дубль летом того же года, доказывая свои таланты и получая призы на многочисленных ярмарках и выставках. И когда дух мотора «V8» уже начал проявлять свое недовольство делами «Evinrude Motors», тогда же и дух ветров роковым образом вмешался в жизнь компании «Johnson».

На пасхальное воскресенье 1913 года торнадо разрушило их фабрику. И затем, чтобы удостовериться в надежности совершенного, воды реки Вабаш на следующий день вышли из берегов и затопили всю округу. Легко догадаться, что семейное предприятие было уничтожено.

Но братья Джонсоны были молоды, полны сил и не собирались отступать. Случившаяся катастрофа заставила братьев слегка призадуматься, и прежде, чем весь мир дал себе возможность оглядеться вокруг, создали маленький двухцилиндровый двухтактный мотор, и поставили его туда, где он только и мог найти свое истинное назначение – на раму велосипеда, и вдобавок – изготовили цепной привод на заднее колесо.

1917 год братья Джонсоны встретили в бизнесе, сотрудничая с компанией «Quick-Action Ignition» из города Маут-Бендс штате Индиана, которая приютила братьев, дала крышу над головой их производству и оказала некоторое содействие в разработке нового типа моторного средства передвижения. В начале успех моторного велосипеда оказался замечательным и принес сбыт 17 тысяч моторчиков, однако вскоре по проекту был нанесен мощный удар с появлением автомобиля «Форд модель Т». Никто не хотел больше ездить на мотовелосипеде, когда за немножко большую сумму можно было купить настоящий самодвижущийся экипаж с мотором. Затем, с закрытием в 1921 году компании «Johnson Motor Wheel», они вернулись к чертежной доске. Братья никогда не забывали о своей любви к лодкам и у них было секретное оружие для всех скептиков – совершенно новый тип подвесного лодочного мотора. В тот же самый год, когда закрылась компания «Johnson Motor Wheel», была основана компания «Johnson Motor», в которой партнером стал Уоррен Риппл, владелец компании «Quick-Action Ignition», ставший и первым президентом новой компании.

Первый подвесной мотор был закончен 19 декабря и являл собой настоящее чудо. Шестнадцатикилограммовый мотор развивающий мощность в 2 л.с. – не сильно изменился и в наши дни – в 2001 году мотор «Mercury» мощностью 2,5 л.с. весил 13,5 кг. С этой машиной компания возродилась. Другие производители лодочных моторов быстро оценили революционную идею братьев Джонсон, но они не стали почивать на лаврах – в 1925 году братья создали мотор в 1,5 л.с., который весил чуть больше 12 кг: Это был знаменитый «J25».

В 1926 году компания продолжала свое неудержимое движение по пути технического прогресса, созданием 6-сильного мотора укрепив тем самым позиции «Johnson» на рынке подвесных лодочных моторов в качестве лидера. Идея создания «Набора», включающего лодку и мотор, в то время стала серьезным шагом вперед, а создание линейки моторов «Sea Horse» в 1929 году укрепили за компанией звание «производителя подвесных лодочных моторов №1». Однако все это не смогло защитить их от надвигающейся экономической катастрофы. Если 1929 г. завершился с прибылью в 445613 долларов, то 1930 год снизил прибыль до 141086. Нет, компания не совершила никаких серьезных промахов и не выпустила брак на рынок – случилось то, что случилось с любой другой компанией в США – настала Великая Депрессия, приведшая к краху Уолл-Стрита.

В богатстве и в бедности, в счастье и в болезни... Великая Депрессия до неузнаваемости изменила американскую экономику. «Johnson Motors» стала всего лишь одной из тысяч компаний, прибыли которой упали, тогда как расходы увеличились. Права на компанию «Johnson Motor» перешли в руки самого крупного инвестора – инвестиционного банка «Hayden, Stone and Co». В 1932 году компания была переформирована и реорганизована.

Однако надежды – надеждами, а реальность в те времена была трудно прогнозируема. Экономика страны с большим трудом оправлялась от кризиса и в 1935 году компанию вновь выставили на продажу. И кто же появился на сцене в этот решающей момент с мешком денег? Никто иной как Стивен Бриггс. Его не смутила заявленная цена в 800 тыс. долларов за полный контроль над компанией – он выложил эту сумму из личного капитала компании Бриггса и Ральфа Эвинруда, Сына Оле. Ральф принял на свои плечи дело отца и ноша эта оказалась ему вполне по силам.

Когда Бриггс и Эвинруд купили «Johnson Motors», компания не была первоначально включена в «OMC», а работала отдельно вплоть до 1936 года. И только с ростом прибылей от продаж моторов обеих компаний предприятие Джонсонов стало равноправной частью компании «OMC».

В 1936 году стали проявляться признаки окончания Великой Депрессии. Производство подвесных лодочных моторов увеличилось, и хотя «Evinrude-Elto» и «Johnson Motors» имели теперь общих приемных хозяев, было решено сохранить продукции каждой ее «родное» имя. В те времена это называлось объединительной конкуренцией, и такая ситуация продержалась до конца десятилетия. Торговая марка «Elto» была оставлена в 1939 году в пользу сохранения фамилий двух основателей.

И вот мы имеем то, что имеем: в ликвидации компании «OMC» нет ничего странного, поскольку устаревший тип руководства не справился с задачами, поставленными перед ним в начале третьего тысячелетия. После титанических усилий поддержания линейки продукции, не готовой к объявленному сроку, но и не готовой прежде всего к борьбе с конкурентами, компания разошлась чуть ли не на зубочистки.

Наверное, рука судьбы видна в том, что имена моторостроителей и завод остались в одних руках – причем в таких надежных руках, как «Bombardier». Это крупная, мощная организация, значительно более способная достойно нести славные имена грандов моторостроения «Evinrude» и «Johnson», чем кто-либо другой. В то же время, какие модели отомрут, а какие ждет славное будущее, предсказать заранее невозможно.

                                                                                        Перевод статьи Энди Кларка выполнен Павлом Дмитриевым