Рыбалка на Ладоге, возле острова Сухо, или окуневый рай ! 
Виктор Макеев

Статья опубликована в журнале "Катера и яхты" № 170. Зима 2000 г.


Маяк острова Сухо

  Мечты. Половить рыбу на Ладоге возле острова Сухо, я собирался давно. Остров находится на расстоянии 22 км от южного берега Ладожского озера. Дело в том, что возле острова есть банка, 3 км на 5 км, глубина от 2-х до 5-ти метров, а вокруг банки глубины от 8 до 25 метров берега. Ну, а если есть банка, то рыба здесь должна быть. И еще я слышал, что в этих местах есть лосось, причем балтийский. Откуда он тут? В одной научной книге по лососю, написано, что балтийский лосось, который нерестится в Неве на Ивановских порогах, частично заходит в Ладогу, и кормиться до осени именно возле острова Сухо, а затем возвращается в Неву. Странное поведение, но это научный факт. В пятидесятые году, здесь велся промысловый лов, к счастью сейчас его нет. А вдруг нам повезет и мы поймаем балтийского лосося? 
  Легенда
. Когда то давным-давно по озеру плыл царь Петр, его корабль сел на мель, считай посередине Ладоги, ближайший берег в 18 км. к югу. Царь Петр удивился и воскликнул: "Да тут сухо!" Чуть позднее он повелел навозить сюда камней, из которых и был построен остров с бухтой, где можно укрыться от шторма, и маяк. Причем вход в бухту был построен с востока, так как восточный ветер дует тут крайне редко, и силу имеет небольшую. И назвали этот остров - Сухо, как окрестил это место Петр Великий. 
  Быль
. В пятницу 2 июля 1999 года, мы с Сергеем П. решили отправиться к о.Сухо. Из Питера выехали на джипе с катером BAYLANER на прицепе. Через 2 часа мы в Новой Ладоге, спускаем катер в Новый канал. Электрическим насосом накачиваем Quick Silver-300, грузим мотор Suzuki , топливо, продукты, и надувную лодку на BAYLANER. По каналу 1 км на восток, и мы выходим в р.Волхов, поворот на лево, и через минуту мы в Ладоге. Берем курс на остров, который вычислили по карте, 330 градусов. На приборный доске BAYLANER : компас, эхолот, спидометр, тахометр - удобно. Решили идти на средней скорости - 40 км., так как Quick Silver-300, мы положили в катер, при большей скорости, лодку могло бы сдуть. Да и бензин можно сэкономить при такой скорости, как там сложиться - в Ладоге? За 8 км. до острова, мы увидели маяк, чуть правее от курса, градусов на 10, значит высчитали курс почти точно. Через 50 минут мы на месте, навигатор показал, что по прямой от Новой Ладоги - 33 км. Мы зашли в бухту, там стояли две шаланды рыбаков. Познакомились, у Миши с Витей, как оказалось позднее, 7 км сетей, ловят все подряд. Андрей и Дима, поскромней, у них метров 300. Они сообщили нам, что щуки в этих местах нет, только окунь, да судак, но в этом году его почему то очень и очень мало. Спросил я и про лосося. Есть тут лосось, но на 15-20 метровой глубине, а не на самой банке, но ходит он на глубине 1-2 метра. Это было для меня новостью, я думал, что он ходит намного глубже. 
  Лодки и моторы. У меня 2-надувные лодки Quick Silver. Одна 300-я с надувным полом, для любого двигателя , но не более 15 сил. ( по западной классификации ) Преимущество в том, что электронасосом она надувается за 10 минут, довольно легкая , один человек свободно собирает и разбирает ее. Но есть один минус, дно надувное, и на первых рыбалках оно постоянно спускало, каждый раз находили проколы или микро трещины. В чем дело ? Я подумал, что это брак, хотел уже идти менять её. Но вскоре я обратил внимание, что дырки появляются только при ловле окуня, он выскальзывает из рук и подает на дно точно своим колючим плавником! После этого наблюдения весь улов складывался в сетку, которую держали в воде, а дно застилали резиновым ковриком, и из дна воздух больше не выходил. Скорость вдвоем с необходимом для рыбалки грузом - 30 км/час. В шторм 2-3 балла, в не тоже не совсем удобно, волна захлестывает, так как баллоны не велики, а на реке 300-я незаменима. Вторая лодка Quick Silver-430 с твердым полом. На неё можно ставить двигатель до 40 сил, так же по западной классификации. Первое время у меня был MARINER-40, и на каждую рыбалку, я его возил на джипе вместе с лодкой. Весит он около 60 кг., и одному с ним не справиться, - тяжело, да бензин и масло жрет прилично, а скорость от 33 км/час с полной загрузкой и 47 км/час пустой. Я его продал, и купил SUZUKI - 15, черехтактный. Скорость с двумя людьми и грузом около 30 км/час, разница не большая по сравнению с 40-кой, но какая экономия бензина! Расход не более 0,5 литра в час, а масла он не требует! При этом я могу ставить этот двигатель на любую из своих лодок. Довольно легко держит шторм в 3-4 балла, что для такого водоема как Ладога очень важно. Ни какой "Прогресс" или " Казанка" такой шторм не выдержит. Очень много было печальных случаев, когда рыбаков на подобных катерах шторм заставал в Ладоге. Это к сожалению почти всегда это ведет к верной гибели. Отнести к недостаткам можно только одно обстоятельство, - на сборку 430-й уходит около 40-50 минут. Я бы настоятель порекомендовал всем кто предпочитает ловить рыбу на больших водоемах, иметь с собой любой навигатор. Вот один пример. Как то раз мы ловили в Ладоге в 5 км от берега. Неожиданно налетел шквалистый ветер, и пошел проливной дождь. Видимость 10-15 метров. Спасло то, что у меня на навигаторе GARMIN-12 , была отмечена точка откуда мы вышли. Мы взяли курс к берегу, и навигатор нас точно вывел в заданную точку. Через 20 минут мы были на берегу! Что бы с нами было, не зная куда нам идти, не известно... Надо заметить, что воды навигатор не боится, но желательно иметь запасные батарейки, так как комплекта хватает на 12 часов непрерывной работы. Ну и американский катер BAYLINER-2050. Двигатель бензиновый 190 сил, объем 4,3 литра. Скорость до 80 км/час. Можно перевозить на трейлере. Обычно я беру его когда нужно активно перемещаться по водоему. На борт берется надувная лодка и мотор.


Вид на остров Сухо и маяк, построенный в 18-м веке

  Рыбалка. Минут за двадцать мы выгрузили лодку, повесили мотор, собрали спиннинги и вышли в Ладогу около 17-00. Погода просто прелесть, полный штиль. Я обычно беру два спиннинга, один жеский ( 12-24 грамма ) для дорожки, и один для заброса, помягче ( 5 - 12 грамм ). У Сергея новый GLOOMIS, от 12 грамм. Пошли дорожить на север, в эту сторону банка около 5 км. Я поставил Shad Rap-5 естественного цвета с желтым пузом, Сергей такой же, но синего цвета. Окунь стал брать через каждые 10-15 минут, хороший ладожский окунь, средним весом около 400 грамм. Поймали 4 окуня по 800 грамм, на берегу они были взвешены. К 6 вечера поверхности воды стала то там, то тут закипать, видно было, что рыба ест мошку, которая появилась на водой. Решили остановиться, покидать блесну. На первом же забросе поклевка, вытаскиваю рыбу, а это - плотва ! Да, на вертушку плотву я еще не ловил ! Ну думаем, сейчас половим ! За минут 30 ни одной поклевки... Я решил половить на искусственную мушку( поплавок наполовину наполненный водой и две мухи на коротких поводках ), поклевки последовали одна за одной, но рыба брала или очень осторожно, или она была слишком маленькая, так ни одной рыбы я не вытащил. В 21-30 вернулись на остров, посчитали улов, оказалось 29 окуней и одна плотвина. Решили приготовить уху и пораньше лечь спать, что бы завтра начать ловить часа в четыре. Спать легли в катере, в просторной каюте. Жарко. Утром проснулись в 4-00, но на снаружи шел дождь и дул ветер, решили подождать. В 6-00 дождь закончился, но ветер не стих. В 9-00 мы все же встали, позавтракали, и решили все же попробовать половить. Пошли к краю банки, где могла быть щука, и возможно лосось. По дороге дорожили, и вот первая щука, вернее щуренок грамм на 700, несколько окуней. И вот сильный удар у меня, кричу Сергею - " Приготовь подсак ! " Рыба идет медленно, тяжело. Вот она в 3-4 метрах от лодки - щука, да хорошая! Видимо увидев лодку она резко уходит на глубину, тормоз катушки приятно урчит, остановилась. Понемногу сматываю шнур, Сергей пытается подвести подсак, но щука не влезает в него и опять уходит на глубину, вторая попытка, и все повторяется сначала. Шучу, - " Серега, хватит отгонять щуку ! " С третьего раза, он все же подводит подсак, и щука в лодке. Воблер ( Shad Rap - 5 естественного цвета ) тут же выскакивает из щучьей пасти! Хорошо, что я ни разу не дал слабину, ушла бы точно. Взвесили, - 3 кг. А нам говорили, что щуки тут нет ! Хороша ! Померили глубину, - 4 метра, мы еще на банке. Прошли еще 2 км., окунь берет, еще 1 км., - тишина. Измерили глубину - 9 метров, но тут тишина, меняю воблеры, ставлю 9-ку Shad Rap, затем F-18 "клоун" - тишина. Решили идти обратно, км 3 глубоководные воблеры не меняю, клева нет. Вышли на банку, поменяли воблеры на 5-ки, стал снова брать окунь. Ветер стал сильнее, волна все больше, и в 13-00 мы решили возвращаться на остров. Улов - 22 окуня и 2 щуки. После обеда, прибор на маяке показал 4 балла, выходить опасно, да и удовольствия ни какого, - волна в лицо. Решили не выходить. На следующий день, в воскресенье, ветер еще усилился, шторм достигал 6 баллов. Вся Ладога в барашках, и я решаю, в такой шторм возвращаться в Новую Ладогу очень опасно. Мои опасения подтвердили и рыбаки, - " Утонете точно ! " Весь день просидели на острове, слушали рассказы рыбаков, жарили окуня, пили чай. От рыбаков узнали где ловиться рыба, в какое время и т.д. Но ко всем рассказам решили относиться осторожно, ведь они же говорили, что щуки тут не точно, а я поймал экземпляр на 3 кг. К вечеру прибор на маяке показывал уже 3,5 балла, рыбаки предсказывали, что в это время года, ветер утихает или к 20-00 или 23-00, и больше 1-2 суток не дует, ну вообщем то так и произошло, ветер заметно ослаб.


Вот такие тут водятся окуни...


Гнездо чайки и птенец чайки


Чайки кружат постоянно.                                                         Шторм достигал 6-ти баллов


Катер BAYLINER в бухте о.Сухо

  Утро, понедельник, 4-00 часа. "Слава апостолу Петру !" - ветер стих, на воде почти штиль! Решаем пойти половить до 10-30, хотя вчера рыбаки утверждали, что южным ветром рыбу унело далеко на север, и она подойдет не раньше чем через сутки, ну что ж посмотрим. Первый окунь у меня взял ровно через 5 минут! Окунь на 500 грамм! Да, умников этих слушать нельзя ! Что тут началось ! Окунь клевал через каждые 5-10 минут, на все тот же Shad Rap-5, естественного цвета. Периодически останавливались покидать блесну, но только один раз мне удалось выловить окуня грамм на 400. Конечно же на заброс ловить поинтересней, но тут упираться надо довольно долго, окунь видимо активно перемещается, а может ( скорее всего ) нравиться ему RAPALA. Время 10-00, надо возвращаться на остров. Улов составил 55 окуней, а щуку наверно действительно снесло на север. А всего было поймано больше сотни окуней, и две щуки.

Шторм не утихает. Щука на 3 кг

  Возвращение. Быстро собрались, сдули лодку и через 30 минут уже на BAYLINER вышли в Ладогу. Я прибавил обороты, но двигатель заглох. Завожу еще раз, и еще. Двигатель глохнет... На четвертый раз при повороте ключа стартер не крутит вообще, полная тишина. В чем дело ? Плохо, что нам далековато до механики. Но по логике решаем искать питание. После 20 минут, я решаю ставить вспомогательный мотор, и идти на нем. До Новой Ладоги по прямой 33 км., наша скорость 8 км., учитывая, что все время по прямой идти невозможно, то расчетное время прибытия в конечный пункт, через 5-6 часов... Однако... Сергея сажаю за вспомогательный, а сам решаю, еще раз все проверить. И вдруг нахожу 10 предохранителей ! Проверяю их, и 7-ой оказывается сгоревшим ! Быстро делаю жучка, и ... он завелся, даю газ, все в порядке ! Прошу Сергея привязать страховочной веревкой вспомогательный двигатель, снимать рано, вдруг опять заглохнет. Смотрю на навигатор, - 80 км/час ! Хорошая скорость ! И вдруг - грохот, что там такое ? Смотрим, - вспомогательный двигатель висит на веревке, его на волне сорвало с транца...
 Да, 2700 $ , чуть ...... не смыло ! Поднимаем двигатель, и вперед ! Через 25 минут мы в Новой Ладоге. 25 минут - 33 км.! На обратном пути 2 раза спустило колесо на трейлере, пришлось искать "шиномонтаж", и покупать новую резину. 
За все надо платить ! 

Ну, до следующей рыбалки !