Старая Ладога - первая столица Руси


  Автобус остановился примерно в километре от Старой Ладоги - небольшого поселка Ленинградской области, насчитывающего 2 100 жителей. Он расположен в 128 километрах от Санкт-Петербурга. До 1704 года это селение называлось просто Ладога, но Петр I, реализуя свои идеи, основал в устье Волхова Новую Ладогу, а к Ладоге прочно приклеился эпитет «старая»...Михаил ЕРШОВ 

                                                    «ОЛЕГОВА» СОПКА 

  Экскурсанты —группа питерских писателей и журналистов — вышли из автобуса и под предводительством профессора Кирпичникова направились к реке. Берег оказался высоким и крутым. Внизу медленно катил свои воды Волхов — здесь река делает плавный поворот, «выруливая» к Ладожскому озеру. Наше внимание привлекло обилие холмов примерно одинаковой высоты. Оказалось, что это захоронения — могильные сопки.- А вот это могила Вещего Олега. Того самого, которого укусила змея, и «принял он смерть от коня своего», —доктор исторических наук Анатолий Николаевич Кирпичников говорит о сопке, у подножия которой мы находимся. На наших лицах недоумение. Все мы что-то читали по истории и знаем: Вещий Олег умер в 912 году, возможно, от укуса змеи, похоронен на горе Щековице близ Киева. На самом деле — это только одно из предположений. Анатолий Николаевич привел слова из летописи — их на Руси немало, но в цитируемой сказано так: после завоевания Киева князь Олег пошел на Царьград, победил греков, заключил с ними выгодный мир, а потом «иде к Новгороду и оттуда в Ладогу... есть могила его в Ладоге». Таким образом, князь в Ладоге окончил свои дни. Сегодня многим историкам такой вариант кажется более правдоподобным, хотя прямых доказательств захоронения здесь завоевателя Киева нет. В 1820 году сопку раскопали до основания. Ничего толком не нашли: обгорелые кости, нечто похожее на задвижку замка, еловые, сосновые, ольховые угли (по языческому обычаю тела усопших сжигали). Также обнаружили дротик длиной 34 см. Что-то определенное по этим находкам сказать нельзя: они не подтвердили версию, однако и не опровергли ее. Конечно, заупокойные приношения весьма бедны. Но ведь захоронение могли разграбить, и потом русский князь — это не египетский фараон. На севере традиции иные.


                                                           БОГАТЫЙ КРАЙ 

  Остаток пути в Старую Ладогу решили идти пешком. Обычная проселочная высохшая под солнцем дорога. Обычная деревенька — 450 домов. Полное безлюдье. День был будний, видимо, все жители занимались «полевыми работами». Впервые люди в этом районе Волхова появились 10—15 тысяч лет тому назад. Со временем «населенная точка» становилась все более оживленной и быстро превратилась в международный центр. В середине восьмого столетия здесь поя вился город — Ладога. За все время существования Ладога никогда не меняла местополо­жения. Даже дороги и улицы спустя века не изменили своего направления. Речушка Ладожка, давшая городу название, делит селение на северную и южную части. Через Ладогу проходил не только путь «из варяг в греки», но здесь также пролегала еще более древняя «дорога»: Балтийско-Волжский водный путь, по кото­рому варяги попадали в арабохазарские владения и наоборот. Через Ладогу азиатское серебро проникало в Европу. В связи со сложившейся ситуацией земледелие и скотоводство были не очень популярны у местных жителей. Зато было развито ремесло. Особенно - ювелирное. В староладожском музее, экспозиция которого расположилась в башне крепости, в витрине представлена «самая твердая валюта» того времени — бусы. Ладога являлась единственным городом во всем Балтийском регионе, где изготавливали стеклянные бусы, которые менялись на шкурки куницы, те, в свою очередь, обменивались на серебро. Вообще Ладога была богатым городом, и его население позволяло себе такую «роскошь», как носить кожаную обувь.

  Богатство Ладоги определялось ее географическим положением. Волхов «кормил» жителей города. Одним из источников дохода было обеспечение судоходства на реке. На Волхове в то время существовала сложная система порогов. Дойдя до них, торговые люди выходили на берег, а ладожане - более сотни человек — перетаскивали их струги через опасное место. В Средние века иностранные купцы делали в Ладоге остановку, иногда зимовали, приобретали и оснащали суда. Здесь находилась немецкая церковь, гостиный двор и Варяжская улица, которая, кстати, существует и сегодня. В Ладогу свозились лучшие меха в мире. А город поставлял всему северу ювелирные изделия, оружие, предметы быта. Ладога являлась центром транзитной и собственной торговли. Неудивительно, что город разрастался, богател. Поэтому вскоре стал ядром «одного из первых на этой территории предгосударственных образований», как выражаются историки.
ВЫБОР ПРЕДВОДИТЕЛЯ А затем было знаменитое: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдите княжить и володеть нами». Обычно «наряда в ней нет» переводили как «порядка в ней нет». Но вот Сергей Лесной в своей книге «Откуда ты, Русь?», впервые изданной в России только пять лет назад и уже ставшей библиогра­фической редкостью, утвержда­ет, что слово «наряд» переводится не как «порядок», а как «власть», «управление», «приказ». И как все в корне меняется: «Земля наша велика и обильна, а управления в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

  Был призван варяг Рюрик. Жаркие споры разго­релись среди историков, кто первый русский князь по национальности. Нем­цы, начинавшие писать российскую историю, естественно, утверждали, что Рюрик германец. Против этого решительно выступал Ломоносов, вообще не принимавший норманнской или варяжской теории. Со­временный историк Кирпични­ков полагает, что Рюрик был .скандинавом.

  «На выбор предводителя из варягов повлияли разбойничьи нападения викингов, - пишет Анатолий Николаевич в книге «Старая Ладога - древняя столица Руси», написанной совместно с Сарабьяном. 
Приглашенный чужеземец, конечно, знал военные приемы своих соотечественников и мог защитить северные племена от пиратских набегов, но вскоре, опираясь на свою гвардию, узурпировал власть от местных старшин». 

  Упомянутый Сергей Лесной приводит очень убедительную систему доказательств и прихо­дит к противоположному, чем у Кирпичникова, и замечательно­му выводу: «...посланцы новгородских и других северных племен были направлены к варяжскому племени русь, жившему в западном углу Прибалтики. Эти варяги (варяг — значит гребец) были славянами. За князем этих славян была замужем дочь нов­городского князя Гостомысла — Умила. За ее сыновьями, чтобы возобновить угасшую по мужской линии династию Гостомысла, и явились посланцы».
Вот о чем на протяжении столетий не было ясно и четко сказано: Рюрик - представитель славянского племени, славянин.

  Теперь куда пришел Рюрик с братьями, в какой город? Лесной упоминает новгородскую землю. В Повести временных лет в пере­воде Лихачева также упоминается Новгород: «И избрались трое братье со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другое, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик...»
Но многие источники свидетельствуют, что Новгорода тогда вообще не было. Кирпичников в книге цитирует ипатьевскую летопись. Там все так же, как и в Повести временных лет, за исключением «маленькой» детали: «И седе старший в Ладозе Рюрик».

  В чем же дело? А дело в том, что Повесть временных лет писал киевский летописец. О Ла­доге он мог и не знать - к тому времени город не был столь зна­менит. Упомянув Новгород, киевский «пимен» в дальнейшем всячески возвеличивал свой город. Новгородские летописцы точно так же поступили с Ладогой — о ней «забыли». Но кое-что все-таки просочилось сквозь века... Когда умерли Синеус и Трувор, «и прия Рюрик власть один, и пришед к Ильмерю (озеру Ильмень), и сруби город над Волховым, прозваша Новгород». Князю нужна была более укрепленная столица, чем Ладо­га, и он строит новый город.

Таким образом, Рюрик с братьями и родственниками (а Вещий Олег являлся родственником Рюрика) были приглашены в Ладогу, где старший из них и остался. А следовательно Ладога, которая теперь именуется «старой», — это первая столица Руси.


                                                СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ БЕЗ КОПЬЯ

  Как в большинстве древних поселений, центром Ладоги является крепость. Точнее, здесь три крепости, построенные одна на другой, - раздолье для археологов. Поскольку Ладога была городом богатым, на нее были устремлены взоры врагов. В Средние века только однажды им удалось разорить Ладогу. Сделал это в 997 году норвежец Ян Эрик, который лет пять бесчинствовал на новгородской земле. Не раз на Ладогу покушались шведы. В 1160 году ладожане одержали крупную победу над ними. В честь этого события в крепости возвели храм Святого Георгия Победоносца. Что удивительно - церковь была закрыта еще до революции. Видимо, потому, что это был самый бедный приход Старой Ладоги. Тогда же совершили вещи совершенно непонятные. По распоряжению митрополита Новгородского со стен храма сбили большую часть фресок. Очевидцы оставили воспоминания, что рабочие очень долго не приступали к «делу» — не могли заступом и лопатой ударить по святым ликам. В фондах староладожского музея хранится более 80 тысяч (!) фрагментов фресковой живописи. В конце XX века церковь отреставрировали. Фрески, естественно, восстановить не удалось, но главная из них сохранилась. Нас сразу подвели к настенной иконе «Чудо Святого Георгия о змие». И совершенно неожиданно — Георгий Победоносец без копья (!), в отличие от того, как он изображен на гербе Москвы. Мастера, создававшие фреску, остались верны исторической правде. Георгий Победоносец жил в третьем—начале четвертого веков, происходил из знатного рода и занимал высокую воин­скую должность. Когда начались гонения императора Диоклетиа­на на христиан, Георгий поки­нул войско и стал проповедовать христианство, за что в 303 году после восьмидневных пыток был обезглавлен.Существует предание: возле некоего языческого городка по­селился змей (дракон)-людоед, ему выдавали на съедение юно­шей и девушек. Дошла очередь до дочери правителя городка, о чем узнал проезжавший на коне мимо этих мест Георгий. Силою молитвы (молитвы, а не копья) Георгий побеждает змея, тот падает к его ногам...


 
По преданию, в Ладоге в храме Святого Георгия Победоносца пе­ред битвой со шведами в 1240 году освящал свой меч князь Александр, будущий Невский. Александр видел эту фреску « Чудо Георгия о змие» и, может, тогда произнес: «Не в силе Бог, но в правде». Что и гово­рить, Старая Ладога — это не строчка, не цитата, а целая гла­ва российской истории...


                                                                                                 Статью прислал Андрей Федоров