Радиосвязь на внутренних водных путях

  В первую очереди, все радости научно-технической революции достались морским крейсерским яхтам — положение "моряков" обязывало, и что такое 16 канал, SOS и MAYDAY отдельные индивиды знали уже в 70-х годах. К тому же, была возможность выбора и приобретения не только созданий нашего родного ВПК — радиостанций "Причал" и "Сейнер", но и мощных, компактных и надежных зарубежных морских радиостанций, всеми правдами и неправдами ввозимых в страну. Во вторую очередь... Увы, второй очереди мы так и не дождались — огромный флот малых судов, базирующихся на реках и озерах нашей необъятной страны, пока остается в стороне от достижений научно-технической мысли. Пришедшая в чью-то мудрую голову идея выделить для связи на внутренних водных путях диапазоны частот 300.0125 - 300.5125 МГц и 336.0125 - 336.5125 МГц лишила не только малый, но и большой речной флот возможности приобретать и использовать современные средства связи. Распространению радиосвязи на малом флоте препятствовало отсутствие компактных радиостанций — "Кама" с трудом размещалась даже на достаточно крупных "малых" судах, а плоды советско-болгарской дружбы РСД-70 и "Волжанка" были маломощны, ненадежны и труднодоступны. Пока основу малого флота составляли "Казанки" и перестроенные из "Эмок" и "Драконов" крейсерские яхты, особой необходимости в их оснащении радиостанциями не было. Но когда яхтами стали называть перестроенные сейнеры, а под характеристику "маломерное судно" стали попадать катера и моторные яхты с силовыми установками за 300л.с. и соответствующими скоростями, потребность в радиосвязи стала вполне реальной. Если о морской связи известно достаточно, то связь на внутренних водах для большинства — "терра инкогнита", известная лишь ограниченному кругу специалистов. Раскрыть ее тайны и сделать доступной для использования судоводителями малых судов и призвана данная публикация.

  Особенности радиосвязи на внутренних водных путях. Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по способам осуществления и условиям распространения радиоволн. Как известно, на море дальность связи в УКВ-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, что позволяет при расположении антенн на высоте 10-15 м обеспечивать надежную связь на расстояниях до 25 морских миль, а в случае благоприятных условий распространения радиоволн и более. Так, например, на чемпионате России по крейсерским гонкам 1998 года на Онежском озере была зафиксирована дальность связи 27 миль между судейским судном и яхтой "Леопольд", оснащенной морской стационарной радиостанцией и расположенной на топе мачты антенной. К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи. При нахождении малых судов в камерах шлюзов при использовании носимых радиостанций порой трудно связаться даже с находящимся неподалеку диспетчером — сигнал пропадает из-за отражений радиоволн от стенок камеры и стоящих в ней судов (такой процесс называется "интерференцией радиоволн" — сложением прямых и отраженных волн, сопровождающимся усилением или ослаблением сигнала). Имеются отличия и в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является очень важным подспорьем. Существующая система связи речного флота создана для обеспечения его повседневной деятельности. Но в то же время и судоводители малых судов при движении по внутренним водным путям могут пользоваться ее услугами, для чего им необходимо знать основные принципы организации связи и правила ее ведения.

  Принципы организации радиосвязи на внутренних водных путях. Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазонах час- тот 300.0125 - 300.5125 МГц и 336.0125 - 336.5125МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные участки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей - для межсудовой связи в целях безопасности, для связи с диспетчерами портов и гидротехнических сооружений, для получения прогнозов погоды и путевой информации и т.п. Номера и назначение частотных каналов устанавливаются "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", утвержденными Службой речного флота Министерства транспорта Российской федерации и согласованными с местными органами Государственного надзора за радиосвязью. Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разнесены по времени), используемом для оперативной связи "судно-судно" и "судно-берег". Для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи Речфлота и в городские телефонные сети используется дуплексный режим (когда прием и передача ведутся одновременно, как обычном телефонном аппарате).

  Возможности радиосвязи. Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:

  • для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
  • для передачи и приема сигналов бедствия и согласования взаимных действие при проведении спасательных операций;
  • для приема гидрометеорологических и навигационных извещений
  • для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
  • при проведении парусных соревнований;

  Безопасность плавания обеспечивается согласованием взаимных действий и маневров в ходе движения судов (самый типичный случай согласование порядка расхождения и обгона), что достигается наличием оперативной связи между участниками движения на специально выделенном для этого 5 частотном канале, который одновременно является и каналом для передачи сигналов бедствия. В определенных пунктах (обычно в крупных портах) на этом канале ведется наблюдение и береговыми радиостанциями, охватывающее практически все водные пути европейской части России. Для быстрого и безопасного прохождения шлюзов судоводители малых судов должны держать связь на 3 частотном канале с диспетчером, который может назначить очередность и порядок прохождения шлюза, указать место швартовки, предупредить о возможных перемещениях больших судов. Переход на 3 канал должен производиться после прохождения первого светофора. Для обеспечения безопасности, особенно на больших открытых водоемах, важное значение имеет знание условий плавания. Для своевременного оповещения судоводителей об изменениях в гидрометеорологической и путевой обстановке на определенных каналах осуществляется передача соответствующей информация в установленное для этих сообщений время. При этом передаются прогнозы погоды на сутки от времени начала передачи, срочные предупреждения и оповещения (например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих предметах и мелях, об изменениях в навигационной обстановке и расстановке навигационных знаков и т. д. Передача сообщений обычно осуществляется на 2 канале, а также на дуплексных каналах (6, 7, 8, и т.д.). Перечень радиостанций, передающих гидрометеорологическую и путевую информацию, и номера каналов приведены в таблице. В последние годы радиосвязь стала широко использоваться на парусных соревнованиях, проходящих на больших открытых водоемах. Примером тому может служить чемпионат России среди крейсерских яхт "Онежская регата", проводимый на Онежском озере с использованием радиосвязи уже пять лет подряд. При проведении подобных регат осуществляется радиосвязь судейского судна с яхтами, яхт между собой и при необходимости - скажем, в случае бедствия, с судами Речфлота и с береговыми службами. Связь используется, в первую очередь для обеспечения безопасности и сохранения жизней, для получения и доведения до экипажей яхт сводок погоды, а также для решения чисто спортивных задач. Для связи малых судов между собой и с яхт-клубами (стоянками) выделен специальный 42 частотный канал.