В первую очереди, все радости научно-технической революции достались морским крейсерским яхтам — положение "моряков" обязывало, и что такое 16 канал, SOS и MAYDAY отдельные индивиды знали уже в 70-х годах. К тому же, была возможность выбора и приобретения не только созданий нашего родного ВПК — радиостанций "Причал" и "Сейнер", но и мощных, компактных и надежных зарубежных морских радиостанций, всеми правдами и неправдами ввозимых в страну. Во вторую очередь... Увы, второй очереди мы так и не дождались — огромный флот малых судов, базирующихся на реках и озерах нашей необъятной страны, пока остается в стороне от достижений научно-технической мысли. Пришедшая в чью-то мудрую голову идея выделить для связи на внутренних водных путях диапазоны частот 300.0125 - 300.5125 МГц и 336.0125 - 336.5125 МГц лишила не только малый, но и большой речной флот возможности приобретать и использовать современные средства связи. Распространению радиосвязи на малом флоте препятствовало отсутствие компактных радиостанций — "Кама" с трудом размещалась даже на достаточно крупных "малых" судах, а плоды советско-болгарской дружбы РСД-70 и "Волжанка" были маломощны, ненадежны и труднодоступны. Пока основу малого флота составляли "Казанки" и перестроенные из "Эмок" и "Драконов" крейсерские яхты, особой необходимости в их оснащении радиостанциями не было. Но когда яхтами стали называть перестроенные сейнеры, а под характеристику "маломерное судно" стали попадать катера и моторные яхты с силовыми установками за 300л.с. и соответствующими скоростями, потребность в радиосвязи стала вполне реальной. Если о морской связи известно достаточно, то связь на внутренних водах для большинства — "терра инкогнита", известная лишь ограниченному кругу специалистов. Раскрыть ее тайны и сделать доступной для использования судоводителями малых судов и призвана данная публикация. Особенности радиосвязи на внутренних водных путях. Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по способам осуществления и условиям распространения радиоволн. Как известно, на море дальность связи в УКВ-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, что позволяет при расположении антенн на высоте 10-15 м обеспечивать надежную связь на расстояниях до 25 морских миль, а в случае благоприятных условий распространения радиоволн и более. Так, например, на чемпионате России по крейсерским гонкам 1998 года на Онежском озере была зафиксирована дальность связи 27 миль между судейским судном и яхтой "Леопольд", оснащенной морской стационарной радиостанцией и расположенной на топе мачты антенной. К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи. При нахождении малых судов в камерах шлюзов при использовании носимых радиостанций порой трудно связаться даже с находящимся неподалеку диспетчером — сигнал пропадает из-за отражений радиоволн от стенок камеры и стоящих в ней судов (такой процесс называется "интерференцией радиоволн" — сложением прямых и отраженных волн, сопровождающимся усилением или ослаблением сигнала). Имеются отличия и в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является очень важным подспорьем. Существующая система связи речного флота создана для обеспечения его повседневной деятельности. Но в то же время и судоводители малых судов при движении по внутренним водным путям могут пользоваться ее услугами, для чего им необходимо знать основные принципы организации связи и правила ее ведения. Принципы организации радиосвязи на внутренних водных путях. Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазонах час- тот 300.0125 - 300.5125 МГц и 336.0125 - 336.5125МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные участки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей - для межсудовой связи в целях безопасности, для связи с диспетчерами портов и гидротехнических сооружений, для получения прогнозов погоды и путевой информации и т.п. Номера и назначение частотных каналов устанавливаются "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", утвержденными Службой речного флота Министерства транспорта Российской федерации и согласованными с местными органами Государственного надзора за радиосвязью. Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разнесены по времени), используемом для оперативной связи "судно-судно" и "судно-берег". Для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи Речфлота и в городские телефонные сети используется дуплексный режим (когда прием и передача ведутся одновременно, как обычном телефонном аппарате). Возможности радиосвязи. Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
Безопасность плавания обеспечивается
согласованием взаимных действий и
маневров в ходе движения судов (самый
типичный случай согласование порядка
расхождения и обгона), что достигается
наличием оперативной связи между
участниками движения на специально
выделенном для этого 5 частотном канале,
который одновременно является и каналом
для передачи сигналов бедствия. В
определенных пунктах (обычно в крупных
портах) на этом канале ведется
наблюдение и береговыми радиостанциями,
охватывающее практически все водные
пути европейской части России. Для
быстрого и безопасного прохождения
шлюзов судоводители малых судов должны
держать связь на 3 частотном канале с
диспетчером, который может назначить
очередность и порядок прохождения шлюза,
указать место швартовки, предупредить о
возможных перемещениях больших судов.
Переход на 3 канал должен производиться
после прохождения первого светофора.
Для обеспечения безопасности, особенно
на больших открытых водоемах, важное
значение имеет знание условий плавания.
Для своевременного оповещения
судоводителей об изменениях в
гидрометеорологической и путевой
обстановке на определенных каналах
осуществляется передача
соответствующей информация в
установленное для этих сообщений время.
При этом передаются прогнозы погоды на
сутки от времени начала передачи,
срочные предупреждения и оповещения (например,
штормовые предупреждения), сведения о
плавающих предметах и мелях, об
изменениях в навигационной обстановке и
расстановке навигационных знаков и т. д.
Передача сообщений обычно
осуществляется на 2 канале, а также на
дуплексных каналах (6, 7, 8, и т.д.). Перечень
радиостанций, передающих
гидрометеорологическую и путевую
информацию, и номера каналов приведены в
таблице. В последние годы радиосвязь
стала широко использоваться на парусных
соревнованиях, проходящих на больших
открытых водоемах. Примером тому может
служить чемпионат России среди
крейсерских яхт "Онежская регата",
проводимый на Онежском озере с
использованием радиосвязи уже пять лет
подряд. При проведении подобных регат
осуществляется радиосвязь судейского
судна с яхтами, яхт между собой и при
необходимости - скажем, в случае
бедствия, с судами Речфлота и с
береговыми службами. Связь используется,
в первую очередь для обеспечения
безопасности и сохранения жизней, для
получения и доведения до экипажей яхт
сводок погоды, а также для решения чисто
спортивных задач. Для связи малых судов
между собой и с яхт-клубами (стоянками)
выделен специальный 42 частотный канал. |